Доставка
Оплата
Характеристики
Опис
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) — композитор, чье имя на протяжении двух столетий служит олицетворением музыки. Моцарт, причисляемый ныне к триаде великих венских классиков, начинал свою карьеру как чудо-ребенок. Но уже в юные годы он сделался зрелым, серьезным и глубоким музыкантом. С раннего детства прекрасно владея фортепиано, Моцарт на протяжении всей своей творческой жизни импровизировал на этом инструменте — и сочинял фортепианные пьесы, сонаты, концерты…
Сонаты Моцарта
— жемчужины мирового фортепианного репертуара. Они соединяют в себе живость чувства, содержательную глубину с относительной технической простотой. Как однажды пошутил маленький Вольфганг (речь шла о его собственном сочинении): «Разве это трудно? Это может сыграть даже ребенок! Например, я…»
Первые сонаты, дошедшие до нас и вошедшие в традиционное собрание сонат Моцарта (многие ранние опусы были утеряны, еще большее число пьес просто импровизировалось и не записывалось), созданы в 1974 году, в возрасте 18 лет, в Зальцбурге и Мюнхене. Стоит заметить, что большая часть моцартовских клавирных произведений создавалась уже не для клавесина (чембало), а для нового тогда инструмента под названием «фортепиано» (правда, конструкция его была несколько иной, нежели сейчас, а звук — менее мощным, поэтому исполнители, играющие на инструментах моцартовского времени — или их копиях — называют тогдашний инструмент «молоточковым фортепиано»).
В
сонате соль мажор
(1974, К 283), написанной в Зальцбурге, Моцарт следует итальянскому стилю — легкому и непринужденному. Одновременно он находит и свои собственные краски, мелодические и фактурно-пианистические.
Сочиненная в 1778 году в Париже
соната до мажор
(К 330) принадлежит к той же линии моцартовских сонат — светлой и беззаботной. Исследователь творчества Моцарта Альфред Эйнштейн писал о ней: «Это одна из самых очаровательных сонат, когда-либо написанных Моцартом, где даже тени, омрачающие Andante cantabile, растворяются в безоблачной ясности; пожалуй, и здесь самое пленительное — та немудреная песенка, которой начинается вторая часть финала».
Разительный контраст к первым двум сонатам сборника представляет собой третья. Это знаменитая
соната до минор
(К 457) с предпосланной ей
до-минорной фантазией
(K 475). Хотя Моцарт и написал фантазию спустя полтора года после создания самой сонаты, важно, что опубликовал он эти сочинения вместе, как единое целое. (Впрочем, если в концертной практике в этом отношении обычно придерживаются авторской воли, то в учебной часто исполняют их по отдельности.) Об этой фантазии Альфред Эйнштейн сказал: «Фантазия эта дает нам самое яркое представление о могучем таланте Моцарта-импровизатора… Музыка ее так выразительна, что думается, способна подавить сонату, и все же не подавляет ее». О сонате: «Это взрыв, вспышка сильнейшего душевного возбуждения, для воплощения которого необходим уже… патетический бетховенский c-moll».
Издание адресовано учащимся средних и старших классов ДМШ, ДШИ.
Содержание (Тетрадь 1):